Курс занятий начинается с усвоения детьми речевых правил.
Эти правила должны хорошо знать и родители.
Правила речи
· Во время разговора всегда смотри в лицо собеседнику. Это поможет тебе говорить смело и уверенно.
· Помни, что всегда и везде нужно говорить плавно, спокойно, неторопливо.
· Когда говоришь, не сутулься, не опускай голову, не делай лишних движений. Держись прямо, уверенно.
· Не спеши с ответом. Сначала проговори ответ про себя.
· Перед началом речи вдохни и сразу же начинай говорить.
· Говори на выдохе. Воздух расходуй в основном на гласные звуки.
· Гласные звуки произноси широко и громко.
· Не нажимай на согласные звуки. Произноси их легко, без напряжения.
· В каждом слове обязательно выделяй ударный гласный звук: произноси его громче и протяжнее остальных гласных.
· Короткие предложения, состоящие из 3—4 слов, произноси на одном выдохе. Строго выдерживай паузы между предложениями.
· Длинные предложения дели на смысловые отрезки (3-—4 слова), между которыми выдерживай паузу и делай новый вдох.
· Слова внутри короткого предложения и смыслового отрезка произноси слитно, цепляя одно слово за другое.
· Говори громко, четко, выразительно.
Работа над дыханием, артикуляцией
(артикуляция — это положение языка, губ, челюсти при произнесении того или иного звука)
Как правило, занятия начинаются с дыхательных упражнений. Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Например, если вне речи мы дышим через нос, то во время речи вдох берется через рот; если вне речи вдох и выдох по продолжительности одинаковы, то в речи вдох и выдох неравномерны: вдох короткий, но не резкий, а выдох длительный.
На что должны обратить внимание родители:
нужно следить за тем, чтобы ребенок не начинал говорить, не сделав вдоха;
чтобы всегда говорил только на выдохе;
чтобы во время вдоха не втягивал воздух носом, а делал вдох через рот;
чтобы вдох был мягким и коротким, а выдох — длительным и плавным;
чтобы при вдохе живот поднимался, а при выдохе опадал;
чтобы плечи во время дыхания были совершенно неподвижны;
чтобы грудь не поднималась сильно при вдохе и не опускалась при выдохе;
чтобы, сделав вдох, ребенок сразу же начинал говорить, не задерживая дыхания;
чтобы после выдоха перед новым вдохом обязательно сделал остановку приблизительно на 2—3 секунды;
чтобы во время речевого дыхания не было никакого напряжения.
Одно из главных условий правильной, красивой речи — ясность и четкость произношения.
Наиболее распространенный дефект заикающихся ребят — речь сквозь зубы, когда они говорят, почти не раскрывая рта, комкая фразу, не договаривая окончаний, «проглатывая» слова. Устранению этого недостатка способствует гимнастика органов речи, которую предлагается ребятам проводить ежедневно и обязательно перед зеркалом, чтобы был зрительный контроль.
Вот те упражнения, которые обычно дает логопед:
1. Свободно опускать нижнюю челюсть.
2. Вытягивать губы трубочкой и затем растягивать их в улыбку, как бы произнося попеременно у — и.
3. Поднимать верхнюю губу, показывая верхние зубы и десну.
4. Опускать нижнюю губу, показывая нижние зубы до основания.
Эта гимнастика хорошо развивает подвижность губ и нижней челюсти, а это — залог четкой артикуляции.
Игра на развитие речевого дыхании: «Приятный запах»
Цель. Развитие фразовой речи на плавном выдохе.
Оборудование. Один душистый цветок (ландыш, сирень, жасмин и т.п.), или надушенный носовой платок, или фрукты (мандарин, яблоко, лимон).
Описание игры. Ребенок (или дети по очереди) подходит к вазочке с цветком и нюхает его. На выдохе произносит с выражением удовольствия слово или фразу: «Хорошо; Очень хорошо; Очень приятный запах; Очень ароматный цветок (ароматное яблоко)» и т. д.
Первоначально ребенку (детям) предлагают предложения. В дальнейшем он(и) в зависимости от речевых возможностей сам(и) придумывает предложения.
Организация домашнего режима ребенка
Правильно организованный домашний режим — тот благоприятный фон, на котором лечение заикания даст наибольший эффект. Под режимом надо понимать весь образ жизни ребенка: учебу, отдых, сон, питание, быт. Все должно способствовать тому, чтобы оздоровить и укрепить нервную систему ребенка.
Без продуманного и четко составленного распорядка дня здесь не обойтись. При составлении режима дня надо обязательно учесть следующее:
1. Необходимо выделить специальные часы на посещение логопедических занятий с таким расчетом, чтобы было учтено время, затраченное на дорогу в оба конца, и время непосредственных занятий. Важно выделить постоянное время для самостоятельных речевых занятий. Желательно, чтобы ребенок ежедневно занимался не менее часа, но не подряд, а в два-три приема. В те дни, когда школьник ходит к логопеду, время на домашние занятия можно сократить.
2. Есть ребенок должен регулярно, в одно и то же время. Ужин ему следует давать не перед самым сном, а хотя бы за час до сна. Желательно придерживаться правил правильного питания.
3. Обязательно нужно, чтобы ребенок ежедневно гулял. К сожалению, ребята очень мало гуляют во время каникул. А ведь в это время как раз и нужно восполнить недостаточное пребывание на воздухе во время учебных занятий. Надо помнить, что установленный режим дня во время каникул в основном сохраняется. Единственное, что можно и даже нужно изменить,— это увеличить время пребывания на свежем воздухе. Однако не следует впадать в другую крайность и разрешать ребенку гулять с утра до вечера.
4. Очень важным элементом в распорядке дня является сон, который у учеников начальных классов должен продолжаться не менее 9—10 часов. Кроме того, ученикам начальных классов очень полезен дневной сон. Для учеников средних и старших классов достаточно 8—9 часов сна.
Необходимо приучить ребенка ложиться всегда в одни и те же часы. Чтобы сон был спокойным, надо исключить перед сном все возбуждающее: подвижные игры, чтение детективной и приключенческой литературы, рассказывание страшных историй и сказок, азартные споры и, конечно, телевизионные передачи, просмотр которых нужно сократить до минимума.
Телевизионные передачи, особенно не соответствующие детскому возрасту, приносят много вреда, являясь большой нагрузкой для нервной системы. Очень правильно поступают те родители, которые заранее знакомятся с телевизионной программой на неделю и выделяют передачи, в основном субботние или воскресные, которые может посмотреть их ребенок.
При заикании спортом заниматься можно и нужно, но далеко не всяким. Нежелательны борьба, штанга, хоккей, футбол, баскетбол, бокс и другие неритмичные виды спорта, связанные с большим мышечным напряжением. Рекомендуются художественная гимнастика, плавание, гребля, лыжи, коньки. Эти виды спорта координируют движения и упорядочивают дыхание. Необходимо ввести в режим дня ежедневную физическую зарядку.
Прежде всего родители должны решить, что в настоящее время больше всего необходимо ребенку. И если они пришли к выводу, что главное — здоровая речь, значит, нужно отказаться от всех дополнительных предметов, так как логопедические занятия уже являются большой дополнительной нагрузкой.
Залогом успеха в логопедических занятиях являются также хорошие, здоровые отношения между родителями и детьми и между самими родителями. Семейные взаимоотношения в значительной мере влияют на речь ребенка, ее улучшение или ухудшение. Он глубоко переживает семейный разлад, нервничает, находится постоянно в напряженном состоянии, и на этом фоне ухудшается его речь. При такой ситуации логопедические занятия результата не дадут.
Несколько практических советов родителям
· Ребенок никогда не должен присутствовать при «взрослых» разговорах.
· Отношение к ребенку должно быть ровным со стороны отца, матери и других взрослых членов семьи.
· Родители должны быть очень последовательны в своих требованиях. Запретив, например, ребенку смотреть вечерние телевизионные передачи для взрослых, родители не должны отступать от этого. Только тогда их требования не будут вызывать у ребенка протеста.
· Заикающийся ребенок не должен чувствовать себя в семье ни ущербным, ни привилегированным, т. е. нельзя заласкивать его, потакать всем его капризам и ограждать от всех трудностей, но и нельзя также подчеркивать перед всеми его неполноценность, наказывать физически.
· Недопустимо передразнивать заикающегося ребенка и демонстрировать его запинки.
· Требуя от ребенка неторопливой речи, родители сами должны следить за собой: говорить с ребенком надо спокойно и обязательно в умеренном темпе.
· Не следует фиксировать внимание ребенка на плохой речи, но каждый, даже самый малый, речевой успех надо всячески поощрять, чтобы внушить ребенку уверенность в том, что он может хорошо говорить.
· Прежде чем направить ребенка на логопедические занятия, необходимо, наряду с организацией правильного домашнего режима и созданием спокойной обстановки в семье, подготовить ребенка к этим занятиям.