Памятки для родителей по преодолению застенчивости
и неуверенности в себе их детей
Памятка для родителей №1
· Никогда не подчеркивайте вслух такую черту характера своего ребенка как застенчивость.
· Не демонстрируйте эту его черту посторонним людям.
· Помните, что педагоги часто ассоциируют застенчивость с плохой успеваемостью.
· Поощряйте игры своего ребенка с детьми, которые младше его по возрасту. Это придаст ему уверенность в своих силах.
· Если он сам выбирает для себя общество младших по возрасту детей, не позволяйте себе иронизировать над ним по этому поводу, и не мешайте ему.
· Не ставьте своего ребенка в неловкие ситуации, особенно при встрече с незнакомыми людьми или при большом скоплении народа.
· Вселяйте в своего ребенка уверенность в своих силах. Вместо слов «Я так за тебя боюсь» пусть лучше звучат слова: «Я в тебе уверена».
· Критикуйте своего ребенка как можно меньше. Ищите любую возможность показать его положительные стороны.
· Стимулируйте общение своего ребенка с другими детьми, приглашайте их к себе в дом.
· Не сравнивайте своего ребенка и его качества характера с качествами характера детей, которые бывают у вас дома.
· Позволяйте своему ребенку проявить инициативу в преодолении застенчивости, заметьте ее и вовремя оцените.
Памятка для родителей №2
· Хвалите своего ребенка за достижения, которые дались ему с трудом и упорством.
· Порицайте не ребенка, а его недостойные поступки.
· Ставьте перед своим ребенком посильные задачи и оценивайте их достижение.
· Не оставляйте без внимания любые усилия ребенка по преодолению неуверенности в себе. Радуйтесь его победам над собой.
· Говорите со своим ребенком по душам, давайте возможность выговориться, поделиться наболевшим.
· Не мешайте своему ребенку ошибаться, не подменяйте его жизненный опыт своим.
· Не вселяйте в своего ребенка страх и боязнь по отношению к себе.
· Спрашивайте своего ребенка, если он вам сам ничего не говорит; делайте это тактично и тепло.
· Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается!
Упражнения по преодолению детской застенчивости и неуверенности
Упражнение 1. «Автопортрет».
Предложите ребенку нарисовать свой портрет и описать его с положительной стороны. Затем пусть ребенок еще раз опишет портрет, но от лица другого человека. Например: «На этом портрете нарисована девочка, которая…».
Упражнение 2. «Мои эмоции».
Предложите ребенку изобразить негативные эмоции, которые он часто переживает. К примеру, страх, ужас, неуверенность, застенчивость, стыд.
Упражнение 3. «Неоконченный рассказ».
Предложите ребенку закончить рассказ, начатый вами. К примеру, «Маленькая девочка пошла с мамой в лес за грибами и …»
Упражнение 4. «Свет мой, зеркальце…»
Ребенку предлагается поработать с зеркалом и спросить его: «Свет мой, зеркальце, скажи – Я ль на свете всех…»
Упражнение 5. «Маски».
Ребенку предлагается надеть маски различных сказочных персонажей и представить себя в их образе с помощью пантомимы и интонации, характерной для этих персонажей.
Упражнение 6. «Приятный или неприятный разговор».
Дайте ребенку трубку воображаемого телефона и предложите ему поговорить с воображаемым собеседником с различной эмоциональной окраской разговора: зло, грубо, напористо, тепло и сердечно и т.д.
Упражнение 7. «Дневник».
Учите ребенка записывать свои эмоциональные переживания и события, связанные с ними. Пусть ребенок время от времени их перечитывает. Это поможет ему спустя некоторое время убедиться в том, что не все так плохо, а некоторые его переживания ему самому покажутся смешными.
Упражнение 8. «Сказочное волшебство».
Назовите ребенку сказочный персонаж с отрицательными качествами характера, пусть ребенок придумывает о нем сказку, в которой этот сказочный персонаж становится положительным героем.
Упражнение 9. «Письмо».
Предложите ребенку написать письмо своему сверстнику и взрослому, с которым у ребенка не складываются отношения или которого он боится. В этом письме он может высказать все свои отрицательные эмоции и чувства, связанные с этими людьми или сложившейся ситуацией.
Упражнение 10. «Перевоплощение».
Предложите ребенку перевоплотиться в: индейца – вождя племени, героя мультика «Ну, погоди!» Волка, Сказочного Гулливера, Кощея Бессмертного и Бабу Ягу. Затем обсудите с ним, какие чувства он при этом испытывал.
Все перечисленные упражнения помогут ребенку преодолеть неуверенность и застенчивость гораздо спокойнее и с меньшими эмоциональными потерями. Самое главное – не констатировать, что мой ребенок застенчивый и неуверенный, а приложить свои усилия, чтобы помочь ему.
Литература:
Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Начальная школа. 1-4 классы. – М.: «ВАКО», 2004